Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Телефон:

8 (47363) 51 3-38


Электронная почта:

script.kalach@govvrn.ru



Погода в России















Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 

 

 

 

 

НАШЕ ПОСЕЛЕНИЕ

 

       Географическое положение.

Село Скрипниково расположено в верховьях речки Криуша на самом юго-востоке Воронежской области в долине, именуемой Большим Яром или просто Яром. В настоящее время оно представляет собой две улицы по обеим сторонам вышеуказанной речки, протянувшиеся с юго-запада на северо-восток. На востоке Большой Яр разветвляется на два рукава: северо-восточный и юго-восточный, образуя возвышенность, называемую в народе Холодная Гора. В вершине северо-восточной части урочища ранее находились хутора Дубовский (Вязовый) и Копани, к настоящему времени исчезнувшие с лица земли. В непосредственной близости от села проходит граница между Воронежской и Волгоградской областями. Это протянувшаяся на многие километры широкая лесная полоса.  Примерно в этих же местах находится и невидимая граница степи и лесостепи.

   Краткая хронология истории села в 19-ом - начале 20-го века.

               Точная дата образования села, к сожалению, пока не установлена. Имеются разные сведения о времени возникновения поселения. Традиционно считается, что это начало 19-го века. Однако, например, в недавно вышедшей небольшой книжке воронежского архитектора Кригер Л. В. о Калачеевском районе  автор относит время появления села на вторую половину 18-го века и даже упоминает о существовании в нем церкви с 1780 года. Информация эта новая и несколько неожиданная, поскольку «удревняет» село на полвека.

              Первыми жителями села были войсковые обыватели. Это довольно многочисленная группа бывших служилых черкас (потомков украинских переселенцев) Острогожского полка, ликвидированного в 1765 году, и членов их семей. В дальнейшем войсковые обыватели влились в число государственных крестьян. Помещиков и помещичьего землевладения на территории Скрипниково не было. Здесь проживали только государственные крестьяне, платившие в казну государственный налог – подушную подать и несшие рекрутскую повинность.

               В Государственном архиве Воронежской области сохранились материалы 9 и 10 ревизий по Богучарскому уезду, так называемые ревизские сказки (именные списки населения). Здесь впервые мы встречаем наиболее полные сведения о жителях хутора Скрыпникова Новокриушанского общества Старокриушанской волости Богучарского уезда Воронежской губернии. В 1850 году в хуторе Скрыпниковом находилось 102 двора, а вместе с хутором Дубовским (Вязовым) - 117 дворов. В этих хуторах проживало 676 мужчин и 683 женщины. Наиболее известные фамилии: Крикунов, Игнатенков, Харламов, Нестругин, Коновалов, Трунов, Протопопов и другие.

                В  1859 году, согласно Списку населенных мест Российской империи, в казенном хуторе Скрыпникове насчитывалось уже 130 дворов, в которых проживало 1147 человек, в том числе 586 мужчин и 561 женщина. Население было смешанным (русские и украинцы). Других этнических групп (например, цыган) на территории хутора в указанное время не проживало. Необходимо также отметить, что с 1858 года в хуторе существовала деревянная Михаило - Архангельская церковь.

               В 1882 году Старокриушанская волость была разделена на две: Старокриушанскую и Новокриушанскую. Хутор Скрыпников наряду со слободой Новой Криушей, хуторами Дубовским (Вязовым) и Собацким вошел в состав Новокриушанской волости. Памятная книжка Воронежской губернии на 1887 год упоминает уже не хутор, а слободу Скрыпникову. Слободой в Богучарском уезде обычно именовали местность, населенную как русскими, так и украинцами, имеющую церковь. В возникшей слободе было 226 дворов, 2008 человек жителей. То есть к началу 90-х годов 19-го века статус населенного пункта в количественном и качественном  отношении значительно вырос. В Памятной книжке Воронежской губернии на 1892 год наряду с названием слобода Скрыпникова упоминается и другое, неофициальное, название – Михайловка. Скорее всего, оно происходит от названия местной Михаило-Архангельской церкви. В слободе имелось уже 253 двора, в том числе 168 дворов принадлежало русским и 85 украинцам. Население насчитывало 2044 человека (1000 мужчин, 1044 женщины). Если смотреть по этническому признаку, то русских проживало 1388 человек (675 мужчин, 713 женщин), а украинцев 656 (325 мужчин и 331 женщина). Слободе Скрыпниковой вместе с хутором Дубовским (Вязовым) принадлежало 6233 десятины земли. Шли годы. Население продолжало увеличиваться. В 1900 году в слободе уже 274 двора (1059 мужчин, 1057 женщин). В справке зафиксировано еще одно неофициальное название слободы – Верхнее. По всей видимости, по месту нахождения поселения: в верховьях речки Криуши. Сельское общество владело 6202 десятинами земли. В начале 20-го века в слободе были два общественных здания, 30 ветряных мельниц, которые на сегодняшний момент, к сожалению, не сохранились, маслобойный завод, принадлежавший Масютину П.Ф., и конный завод Е.И. Соболева.

               В 1910 году в слободе Скрыпниковой вместе с хутором Вязовым  было 356 дворов, в них проживало 2202 жителя, в том числе 1542 мужчины и 1460 женщин. Имелось 28 промышленных заведений. Существовала церковно-приходская школа.

              Как уже упоминалось выше, основное население нашего села составляли государственные крестьяне. Они вели в основном натуральное хозяйство (все производилось для собственного потребления). Основным занятием населения было земледелие. Переселенцы начинают распахивали земли, строили дома, мельницы, церкви. Выращивали рожь, овес, просо, гречиху, позже стали сеять пшеницу, которой и отдавалось предпочтение. Эта культура, выращенная украинцами, славилась высоким качеством, в связи с лучшей вспашкой земель. Пшеница после сбора очищалась, перевевалась и иногда даже мылась. Урожаи выдавались высокими благодаря плодородию чернозёмов и мягкому климату. Среди огородных культур выращивали огурцы, горох, редьку, свеклу, или как её тогда называли, «борщ», лён, коноплю, капусту. Коноплю сеяли для получения масла, а лён – для производства холста. Черкасы принесли с собой такие культуры как анис, подсолнух, они начали заниматься бахчеводством и в первую очередь выращиванием тыквы, которую использовали для откорма свиней. Кроме того, их кормили хлебными отходами винодельного производства. И в связи с этим также больших размеров достигало выращивание хмеля. Земледельческими орудиями в русских поселениях были соха и борона. В украинских – пахали плугом. Сельская упряжь у русских традиционно применялась одноконная. Запрягали одну лошадь, которая очень ценилась и стоила в три раза дороже коровы. Украинцы же всегда пахали волами, которых запрягали парами в двуконную упряжь. Таким образом, более сильные волы и плуг, который переворачивает землю, позволяли лучше обрабатывать пашню. Волами не только пахали, но и ездили на них, запрягая в телегу.

Важное место в хозяйстве имело и скотоводство. Жители села занимались разведением лошадей, коров, быков, свиней, овец и всякой птицы. Лошади и быки были основной тягловой силой. Особенно важную роль в хозяйстве играли лошади. Об этом говорит один интересный факт о стоимости жилого дома крестьянина и лошади. И хотя сведения эти относятся к  более позднему периоду-периоду советской доколхозной деревни, представляется, что их можно отнести и к более раннему времени. Стоимость дома равнялась 26 рублям, а лошади – 95 рублям, даже стоимость молодого жеребенка равнялась 45 рублям.

               В административном отношении с середины 19-го века и до революции 1917 года Воронежская губерния делилась на 12 уездов, каждый уезд, в свою очередь, делился на волости, а волости на сельские общества.  Управление сельских обществ состояло из начальства, крестьянского схода и расправы. Сельское начальство представляли старшина, староста, сборщик подати, смотритель запасного хлебного магазина и писарь. Последний назначался, как тогда говорили, для письмоводительства и счетоводства. Начальство занималось управлением сельским обществом, крестьянский сход – общественными, а расправа – судебными делами. Сход представляли сельское начальство и выборные от крестьян (по два от каждых десяти дворов). Таким было устройство местных органов управления у государственных крестьян до революции.  Исторически сложилось так, что крестьяне с давних времен жили общинами. Община – это союз крестьянских семей, которые сообща уравнительно владеют землей.  Община являлась только земельным союзом, в отличие от сельского общества, которое ведало управлением крестьянами.  Чаще всего община состояла из одного селения. Но не всегда. Иногда два-три селения составляли одну общину. Так хутор Скрыпников сначала входил в Новокриушанскую общину, а затем, с повышением статуса поселения, стал самостоятельной общиной.

История церкви во второй половине 19-го – начале 20-го века.

              Письменные источники свидетельствуют, что с 1858 года в хуторе Скрыпниковом   существовала деревянная Михаило-Архангельская церковь. Первоначально она представляла собой ветхий церковный дом у священника. Церковь владела 33 десятинами земли. Церковь была названа и освещена в честь праздника Михаила Архангела, который православные христиане ежегодно отмечают 21 ноября. Как отмечается в Указателе храмовых празднеств в Воронежской епархии (Выпуск первый, 1884 год), по церковным правилам,  ежегодно в храме должно совершаться   («для обновления» в памяти прихожан) торжество освящения их приходской церкви, то есть празднование дня церкви. Деревянная церковь просуществовала до конца 19-го века. Потом она сгорела. Практически на ее месте в период с 1900 по 1912 год  была построена кирпичная церковь с тем же названием. Церковь расположилась на самом видном месте, на возвышенности, в центре села. Кто были архитектор и мастера, которые построили церковь, пока остается неизвестным. В строительстве церкви непосредственное участие принимали жители нашего села: выпускали кирпич на кирпичном заводе в местечке Хуторище, вручную доставляли его на место стройки, возводили строительные леса, изготовляли цементирующий раствор, для крепости которого использовали яичные желтки. Таким вот образом и появилось одно из красивых и величественных зданий. К сожалению, также пока остается неизвестным и вопрос, кто из художников проводил внутреннее оформление. Красота росписи церкви необыкновенная.

             После революции и гражданской войны церковь еще действовала некоторое время, а потом была закрыта. Колокола, звон которых слышали за многие километры жители соседних деревень, были сброшены, за исключением одного с западной стороны храма. По воспоминаниям старожилов села Скрипниково, большой колокол упал на каменные ступени входного крыльца церкви. Одна сторона колокола выкололась почти в точности, как у знаменитого Царь-колокола. Гул от падения  напоминал взрыв  разорвавшейся бомбы. Церковное имущество было растащено и разворовано. В советское время здание церкви использовалось сначала под колхозное зернохранилище и киноклуб, а затем как склад для хранения цемента и минеральных удобрений. В 90-е годы 20-го века здание церкви было внесено в список памятников истории, архитектуры и археологии Воронежской области, принятых под государственную охрану. В настоящее время здание практически полностью отремонтировано и используется по своему прямому назначению – для богослужения.

 Священники.

            Сохранились сведения о местных священниках. В церкви служили священник и псаломщик, помогающий священнику в богослужении. Церковный приход составляли жители слободы Скрыпниковой и хутора Дубовского. Кто был первым священником церкви, установить пока не удалось. Известно только, что в 1882 году должность священника занимал Дмитрий Константинович Романовский, который являлся одновременно и преподавателем Закона Божьего в начальной школе. После него до 1899 года священником был Федор Михайлович Лукин, который впоследствии вплоть до революции был священником Успенской Адмиралтейской и Николаевской церквей города Воронежа, неоднократно печатал свои статьи в периодических изданиях Воронежской епархии и состоял членом различных церковных общественных организаций. С 1899 по 1908 год и с 1908 по июнь 1910 года пост священника занимали последовательно Сергей Белозоров и Павел Куфаев. Затем некоторое время должность была свободной, пока 14 сентября 1910 года священником не был назначен  окончивший Воронежскую духовную семинарию в звании студента учитель Ново-Сотенской второклассной школы Острогожского уезда  Иоанн Васильевич Шовский. Семья Шовских была довольно известной до революции семьей священнослужителей. Из нее вышло много талантливых людей: и не только священников, но и врачей, юристов. За усердие по службе в 1914 году отец Иоанн епархиальным начальством был награжден набедренником. Судьба этого священника оказалась трагической.  До недавнего времени об этом мне ничего не было известно. В Интернете я нашла статью Марии Ольшанской «Сказание об отце Иоанне». А предыстория была такова. На сайте  Скрипнянской основной общеобразовательной школы в Интернете была помещена заметка с краткой историей школы, где было упомянуто об учительнице начальных классов Шовской Галине Николаевне. Это явилось началом переписки в Интернете, в которую включились подруга родственников Шовской Г.Н. Мария Ольшанская, священник из Волгоградской епархии Юрий Воронов и некто П.Н. Пантелемон. И из небытия всплыла трагическая страница истории села Скрипниково, связанная с гибелью в годы гражданской войны отца Иоанна Шовского. Он был казнен большевиками. Особенно поразил жуткий факт, упомянутый в воспоминаниях крестницы отца Иоанна Марии Шеховцовой: когда священника несли уже мертвого, в его застывших руках был пучок травы.

           Известны имена двух псаломщиков. Александр Веневитинов и Феодосий Авсенев. Жизнь последнего напоминает приключенческий роман.

Развитие образования во второй половине 19-го – начале 20-го века.

            Важную роль в жизни села во второй половине 19-го века начинает играть школа. На данный момент сведения о дореволюционной школе, к сожалению, обрывочны. В 1875 году была открыта начальная школа грамоты. Она содержалась на средства от земства и сельского общества. Так в 1882 году земство отпустило 148 рублей 56 копеек, общество выделило 59 рублей. Из этих денег на жалование законоучителю ушло 50 рублей, а учителю 150 рублей, 7 рублей 56 копеек было потрачено на приобретение учебных пособий. Законоучителем в первой половине 80-х годов 19-го века был Дмитрий Константинович Романовский.  С  февраля 1879 года учителем школы был окончивший курс в Павловском духовном училище Василий Иванович Долговский, в октябре 1883 года его сменил окончивший курс в Воронежских педагогических курсах сын священника Николай Дмитриевич Романовский. Впоследствии начальная школа грамоты была преобразована в церковно-приходскую школу. В конце 19-го века в школе обучалось всего 26 учеников, а подавляющее большинство не было охвачено учебой   (140 детей). Лишь после открытия церковно-приходской школы ежегодно стали учиться около 60 мальчиков и 20 девочек. В 1912 году было закончено строительство новой начальной школы. Она была построена земством и полностью содержалась на средства земства. В школе работали два учителя: Шовская Галина Николаевна и Глаголева Лидия Яковлевна. Занятия в школе начинались с большим опозданием (в октябре – ноябре). Учились в основном мальчики. Девочки были заняты больше домашним хозяйством.

 Заключение.

              Даже те изложенные краткие данные позволяют увидеть, что на протяжении 19-го и начала 20-го веков жизнь в Скрипниково развивалась по восходящей линии. Об этом в первую очередь говорит постоянный рост численности населения. А также медленное, но неуклонное развитие хозяйства и образования.

              В нескольких километрах от села Скрипниково находился хутор Дубовский (Вязовый), исчезнувший с карты страны. Теперь на его существование указывают только установленный памятный знак и отдельные бесформенные холмики могил без крестов и надгробий, да еще местами сохранившиеся одичавшие фруктовые деревья и пруды, которые напоминают о жизни и хозяйственной деятельности живших здесь когда-то людей. И приходит в голову грустная мысль: а не произойдет ли то же самое и с родным селом. Уходят из жизни люди старшего поколения, покидают село молодые люди. Казалось бы, жизнь потихоньку угасает.

Так есть ли перспектива у села Скрипниково? Есть. Эту уверенность подтверждают наметившиеся новые явления в жизни села. Во-первых, село Скрипниково является одним из немногих сел, где сохранилось сельхозпредприятие ООО "Эко Технологии". Во-вторых,  объединяющую роль играет церковь. После реконструкции  и полного восстановления храма в 2009 году возобновилось богослужение в храме Михаила-Архангела, и по большим праздникам сюда съезжаются православные с окрестных деревень. И, наверное, самое главное. Все чаще звучит детский смех на улицах села. Все больше появляется семей, которые имеют четырех и более детей. А это и есть новый виток в возрождении нашего села.